В 1164 г. кёльнский архиепископ и рейхсканцлер Райнальд Дассель ввез в город останки святых волхвов, или, как называют их на Западе, Трех королей (волхвов): Каспара, Мельхиора и Балтазара, которые ранее хранились в одном из миланских монастырей.
Мощи святых должны были покоиться в подобающем кафедральном соборе. И поэтому было принято решение о строительстве нового собора. Им стал знаменитый ныне на весь мир Кёльнский собор.
Для святых мощей, в течение десяти лет изготавливался саркофаг (ковчег) из серебра, золота и драгоценных камней
В гербе Кёльна изображены три короны в знак того, что в главном соборе этого немецкого города вот уже несколько столетий хранится уникальный ковчег с мощами Трех королей.
Я этот собор сто раз видел на фотографиях, картинках и в кино и никаких особых эмоций не испытывал. Собор, как собор - таких на Западе много, только большой. Вот на правом фото, он вместе с собором св. Мартина, ну и не понятно кто из них "авантажнее".
Однако, когда мы вышли из ж.д. вокзала, а он находится метрах в пятидесяти от собора, я не мог удержаться от восклицания. Собор производит ошеломляющее впечатление. Тут не подходит слово "красивый" и даже "величественный", именно "ошеломляющий".
Устремленная ввысь, серая кружевная громада производит неотразимое впечатление. Причем, это впечатление остается не только при первой встрече.
Фотография не может этого передать, вот разве что нижняя одаленно показывает грандиозность сооружения.
Начал искать в Интернете - какое впечатление произвел Кельнский собор на других людей. Но везде скучное описание: высота, ширина, то, сё. И вот нашел.
На православном сайте www.pravoslavie.ru помещено письмо священномученика Илариона (Троицкиого), он погиб в сталинских лагерях, а письмо писано в начале прошлого века. Вот выдержки из него:
"Из многочисленных виденых мною готических соборов Кельнский произвел на меня самое неотразимое впечатление.
..................................
Он манил меня к себе с какой-то силой непонятной.
Другие древние соборы Европы я осматривал скорее как исторические памятники, посещал с холодным вниманием туриста, который должен видеть все достопримечательности
................................
Наружный вид Кельнского собора может очаровать. Посмотри, какая сложность рисунка, какая сложность художественного замысла, какая масса архитектурных мелочей! И при всем том, какое изящество, какая тонкость работы, какое единство художественного целого! Много узоров архитектурного рисунка — и однако все на своем месте, ничто не бросается в глаза в отдельности, ничего не видно лишнего. И все вверх, все вверх. Когда я первый раз близко подошел к собору, то почувствовал, будто меня кто тоже потянул вверх"
Не подумайте только, что это пишет человек, очарованный западной культурой - совсем наоборот. Судя по тексту, это пишет православный ортодокс, даже где-то с оттенком мракобесия.
Еще несколько выдержек из письма о готическом стиле вообще:
"Стиль этот на Западе и начался уже тогда, когда Запад отпал от Церкви, когда, следовательно, и религиозное сознание Запада обособилось от сознания церковно-христианского.
.........................
Вот, например, западные еретики так много заботятся о комфорте своих собственных жилищ, сколько стилей один другого удобнее изобрели! Но для Божия жилища изобрели готику, совершенно неуютную, мрачную, сухую и мертвую"
Но автор клеймит не только западных "еретиков", досталось и нашим:
Скажу Тебе, Друг, откровенно, что недолюбливаю я огромных храмов, вроде, например, Исаакиевского собора, храма Христа Спасителя, куда собираются тысячи и где поэтому нет «прихода и где не происходит таинства собрания
.........................
Но ведь и огромные храмы мы начали строить опять по примеру западных еретиков, а раньше, например, в Москве предпочитали настроить «сорок сороков» церквей, хотя бы и не огромных"
Внутри собора
Ковчег с мощами трех волхвов. Легенды, восходящие к VI веку, превратили волхвов-«звездочетов» и волхвов-«мудрецов» в «восточных царей», поэтому в западной традиции их стали называть «святыми королями».
По преданию, волхвы, вернувшись из Вифлеема в свои родные места, приняли крещение и стали возвещать народам об Иисусе Христе. Приняв мученичество, они закончили земную жизнь приблизительно в одно и то же время и похоронены были тоже вместе.