Парижский метрополитен — один из старейших метрополитенов в мире (четвертый после лондонского, нью-йоркского и будапештского). И хотя он не самый первый, именно он дал название (фр. Metro de Paris, сокращение от первоначального названия «столичная железная дорога») всем городским подземным скоростным дорогам. Также, во всем мире вход в метро обозначен большой буквой «М».
Парижское метро было открыто 19 июля 1900 года к всемирной выставке, на которой ожидалось такое количество посетителей, которое не в состоянии был перевозить весь существовавший до тех пор городской транспорт. Это обстоятельство было решающим аргументом в спорах отцов города: "делать/не делать". В Москве, примерно в те же годы, велись такие же дебаты, которые кончились ничем, возможно потому что выставка не планировалась.
Первые линии метрополитена прокладывались на небольшой глубине и строго под проезжей частью улиц; отклонение от оси улиц грозило попаданием в подвалы и погреба домов. Вообще, все метро в Париже неглубокое, поэтому эскалаторов там мало, в основном лестницы. А которые эскалаторы есть, то не длинные, примерно как в супермаркетах. Это отнюдь не является достоинтвом, так как при переходах невозможно миновать пути поверху или понизу и приходится очень долго петлять. А если учесть то обстоятельство, что в отличии от московского, в парижском метро платформы обычно расположены не в центре, а по бокам сдвоенных путей, то проезд нужной станции приведет к долгому петлянию в подземном лабиринте.
К настоящему времени, сеть метро охватывает весь Париж и его ближайшие пригороды. Конечно, надо иметь в виду, что Париж сравнительно небольшой, компактный город. Метро Парижа это 300 станций (в том числе 62 пересадочные), 16 линий и 214 км путей. Каждый день парижское метро в среднем перевозит 4 миллиона человек, что в два раза превышает население города. По количеству станций метро Парижа занимает 2 место в мире уступая только нью-йоркскому, которое имеет 422 станции.
Всего в Париже 14 линий метро RATP (время работы с 5:30 до 0:30) и 4 линии RER — скоростного пригородного метрополитена, имеющего станции пересадок с городского метро и поездов SNSF. RER работает с 5:30 до 24:00.
Anvers - типичная станция парижского метро, видны сдвоенные пути в разных направлениях
Все познается в сравнении, поэтому интересно сравнить парижское метро с московским. Сразу оговорюсь, по интерьеру и внешнему оформлению их сравнивать нельзя, все равно что сравнивать общагу с дворцом. Удивляет, что французы, признанные мастера интерьеров, здесь даже и не думают хоть как-то украсить станции. Наверно считают излишним, а может это шарм такой. Однако у них есть один существенный плюс - названия станций расположены часто, так что при остановке с любого место его видно. А вот у нас приходится крутить головой, да и то в большинстве случаев бесполезно. И здесь опять приходится удивляться, неужели так трудно добавить названия, или это тоже шарм.
Сравнивать по удобству - сложно. Некий мудрец сказал: самый короткий путь, это тот который ты знаешь. По аналогии: удобнее то, к чему привык.
Тем не менее,можно сравнить некоторые аспекты этих двух подземок.
Расстояние между станциями метро Парижа в среднем составляет около 500 метров, поезд даже не успевает разогнаться. По крайней мере в центре, каждая точка города находится в шаговой доступности от станции метро. Поэтому, передвигаться между достопримечательностями Парижа удобнее всего на метро, попасть к желаемому объекту можно, буквально пройдя пару шагов от выхода из подземки.
Если вы вошли в вагон и увидели, что все места заняты, не огорчайтесь, на следующей остановке некоторые из них освободятся. "Решетчатая" схема парижского метро, в отличии от радиальной московского, позволяет избежать ситуации "утром все в центр, вечером все из центра". Возможно здесь также сказывается иная инфраструктура Парижа. Там не нужно "утром всем в центр".
Зато, как я уже писал выше, переходы в лабиринте парижского метро, да еще без знания языка, это целая проблема. И если бы не вездесущий указатель "sortie" - выход, была бы опасность так и остаться там навечно.
Стоимость разового билета для проезда в парижском метро такая же, как и на других видах городского транспорта, и в 2012 году составляла €1,70. При покупке так называемого карне (10 билетов за 12,50 евро) стоимость билета соответственно составляет 1,25 евро - экономия. Этот билет действует не только в метро, но и в наземном транспорте в пределах города и даже на фуникулере на Монмартре. Билет действует 2 часа после компостирования и дает право делать пересадки в метро и на станциях RER в пределах города.
Две стороны билета парижского метро
Для прохода к поездам следует опустить билет в специальное устройство магнитной стороной внутрь, забрать его и затем уже пройти через турникет. Турникеты резко отличаются от московских. Мало того, что нужно повернуть вертушку (как в автобусах), но еще вверху есть металлическая полоса, которая не всегда поворачивается. Я как-то застрял между этими сооружениями, но ничего, прорвался. Вообще, эти турникеты как на вход, так и на выход (слева) напоминают какие-то средневековые защитные сооружения. Не исключено, что так и есть. Это явно антивандальное и "антизайцевое" исполнение. Думаю, на окраинах Парижа, где селятся эмигранты с Ближнего Востока и Африки, это не лишнее.
Впрочем, недавно где-то читал, что все-таки турникеты заменили на более цивильные. Где-то читал, что все вышеописанное по поводу турникетов уже в прошлом. Так что это экскурс в историю.
Кассы и турникеты парижского метро
В парижском метро двери вагонов автоматически не открываются, вернее открываются не всегда. Для того, чтобы они открылись надо нажать специальную зеленую кнопку на двери, или повернуть вверх металлический рычажок. Кнопки или рычажки есть как с внутренней, так и с наружной стороны дверей. Так что, если вы стоите на платформе, и около вас остановился вагон, иногда приходится нажать кнопку или повернуть вверх ручку.
Вагоны внутри не походят на наши. Там сидения расположены поперек вагона (как в автобусе), имеются и откидные сидения. Конечно, это связано с тем, что в парижском метро нет такой плотности пассажирпотока по вышеописанным причинам, да и сам Париж гораздо меньше Москвы.
Удивила меня одна странность в поведении пассажиров. У нас считается верхом неприличия стоять посередине двери во время входа и выхода. В парижском метро это можно наблюдать довольно часто. И никто не возмущается, проходят бочком. Правда, и народу там меньше и двери пошире, но самое главное - люди не скандальные.
Внутри вагона
Фотографии станций парижского метро
Подземная станция метро Бастилия
Надземная станция метро Бастилия - здесь все-таки наблюдается попытка украсить станцию. Сюжет - революционный, соответствующий названию.
Как видите, все достаточно однообразно, различие только в количестве и качестве рекламы
Самые красивые места и популярные достопримечательности Парижа. Фотографии и краткое описание.