В январе 2020 мы с женой решили поехать в южную Испанию (Гранада, Малага) чтобы немного отдохнуть от московской, теперь увы. слякотной зимы. Быть на юге Испании и не посетить знаменитый Гибралтар совершенно недопустимо для непляжного туриста. Кроме подъема на легендарную Скалу, предполагается что там еще можно почувствовать "британский дух". Почувствовать этот "дух" в самой Британии хлопотно в оформлении и накладно по деньгам. А здесь вполне доступно и совсем не сложно, так сказать Британия лайт. Забегая вперед скажу, что насчет "духа" я несколько погорячился - лайт, он и есть лайт.
Важно, перед поездкой нужно убедиться, что на вашей шенгенской визе в графе «Numero de entradas» стоит слово MULT (мультивиза), позволяющее выезжать в нешенгенскую страну и возвращаться обратно.
Карта Гибралтара
Малага — Гибралтар
А так выглядит Гибралтар с самолета, рейс Тенерифе - Малага. Видна взлетная полоса гибралтарского аэропорта, а за ней вверху испанский город Ла Линеа (La Linea), ну и конечно, величественная Скала.
Из Малаги в Гибралтар регулярно ходят два автобуса: один подешевле - идет более трех часов, другой подороже, типа полуэкспресс - 2 часа 15 минут. Его мы и выбрали, рейс в 8.45 И сразу взяли обратный билет на 18.00, так как побоялись что его в Гибралтаре придется покупать на фунты и начнутся проблемы с обменом. Таким образом, мы оказались ограничены по времени. Как оказалось, страхи были напрасны, хотя все ценники там указаны в фунтах, везде свободно берут и дают сдачу в евро. А поскольку на то время курс фунта к евро был 1,18 и проблем с пересчетом не было.
Ограничение по времени повлекло за собой ограничение списка посещенных достопримечательностей. Тем более, что мы с женой далеко не молоды, кроме того, в путешествиях я придерживаюсь правила гоголевского Сабакевича: "Лучше я съем двух блюд, но съем в меру, как душа требует". Поэтому мы запланировали довольно ограниченный маршрут: подняться на Скалу, спуститься пешком до Средней станции и пройтись по самой популярной гибралтарской улице Мэйн Стрит (Main Street).Обе эти достопримечательности при посещении Гибралтара считаются обязательными.
Итак, выезжаем из автовокзала Малаги. В пути автобус делает всего несколько остановок. Из них запомнил: Аэропорт, Марбелья, Эстепона.
За окном автобуса пейзаж довольно однообразный: полупустыня и довольно часто возникают городки и поселки с белоснежными домами.
Но вот подъезжаем к Гибралтару и в переднем стекле то возникает, то пропадает за поворотом главная цель поездки - знаменитая Скала.
Наконец прибыли на конечную точку поездки, пограничный город Ла Линеа (La Linea). Здесь Скала предстает во всей величечтвенной красе. На границе видны два флага: испанский и британский. Несколько минут хода и мы у пропускного пункта.
Через КПП люди проходили довольно свободно, издали показывая какую-то карточку или паспорт. Мы тоже решили пройти, вальяжно помахивая своей "краснокожей паспортиной". Однако, нас остановили, взяли паспорта и попросили подождать в зале. Было видно, как пограничник что-то проверяет по компьютеру. И где-то через пять минут нас пропустили. Никаких анкет мы не заполняли.
Пройдя КПП, сразу же нашли автобус, который отвез нас к Скале, вернее к нижней станции фуникулера. Это на на улице Ред Сандс Роуд (Red Sands Rd.), несколько южнее знаменитой Мэйн Стрит (Main Street).
И здесь первая достопримечательность - памятник адмиралу Горацио Нельсону. Надо сказать, что памятник мне "не показался". Говоря словами героини чеховской пьесы: "какие-то они неосанистые ...".
Действительно, адмирал был небольшого роста и некрупного сложения (как наш Суворов), но все-таки в памятниках обычно есть некая величиственность (сравните скульптуру того же Нельсона в Лондоне на Трафальгарской площади). А здесь какой-то хлыщ стоит и выражение лица соответствующее.
Нельсон Гибралтар
Нельсон Лондон
Но, нам наверх. Стоим с полчаса в очереди, в кассу и кабину, несколько минут подъема и мы на верхней станции.
Первое, что бросается в глаза - это знаменитые гибралтарские макаки. Эти симпатичные обезьянки вели себя вполне пристойно, не были навязчивы и за редким исключением не приставали к людям. У многих на лице, пардон морде, было выражение полного равнодушия, а у некоторых даже высокомерия. А вот люди, как раз начали приставать, целыми толпами бросились "фоткать", а некоторые даже пытались дать им какую-нибудь "вкусняшку", что категорически запрещено.
Как же они все надоели!
Займемся лучше друг другом.
Но мы поднялись на Скалу не ради макак, хотя некоторые и ради. Вот какой чудесный вид открывается со смотровой площадки.
Внизу город - старая часть с малоэтажными домами, привлекательная для туристов и новые высотные кварталы. Справа видна часть взлетной полосы аэропорта. Gibraltar Airport. Взлётная полоса длиной 1829 метров расположенная практически сразу за погранпереходом пересекает оживленное городское шоссе. Когда самолёты садятся или взлетают, шоссе перекрывают шлагбаумами. Случается это примерно 5-6 раз в день.
Увеличиваем фокусное расстояние фотоаппарата и видим"противоположный берег залива. Это уже Испания, город Альхесирас (или его пригород) и какой-то промышленный район.
С противоположной, восточной стороны вид не такой захватывающий, серенький вид.
Вниз, до средней станции, шли пешком по широкой асфальтированой дороге. С одной стороны крутой откос вниз и море, с другой крутой откос вверх и небо. Изредка проезжали автомобили и автобусы, но аккуратно и неудобств не доставляли.
По пути смотрим на залив. По мере спуска панорама уменьшается, зато можно рассмотреть детали. Уподобляемся фотоаппарату с постепенно увеличивающимся фокусным расстоянием.
Главная достопримечательность спуска, встретившаяся на нашем пути - подвесной Мост Виндзоров.
По нему можно пройти (бесплатно), полюбовавшисть на расстилающийся внизу залив, а можно обойти сбоку, любуясь на сам мост. Мы сделали и то и другое.
Наконец показалась средняя станция фуникулера, идем туда, ждем вагончик, садимся и вниз.
Прогулка по Мэйн Стрит (Main Street)
На Главную улицу города проходим через Sauthportgates (Южные портовые ворота), построенные в XVI веке и больше известные, как Стена Карла Пятого.
Около ворот стоит старинное орудие. Надо сказать, что оно и сейчас смотрится внушительно.
Main Street пешеходная улица, вроде нашего Старого Арбата, только длиннее и уже. Улица с большим количеством магазинов, кафе и ресторанов. Очень многолюдная, а мы были в конце января - не сезон.
И вот, наконец нечто напоминающее "английский дух" - красная почтовая будка и оригинальные столбики, тоже наверное в "духе". Собраны в одном месте - смотрите. Сзади, памятник военным инженерам.
А вот это уже настоящая Англия, не бутафорская - реальное почтовое отделение. Там даже написано: ROYAL MAIL - «Королевская почта». А вот телефонная будка повидимому бутафорская. Хотя, как знать, звонить не пробовал.
И конечно, магазины, магазины, магазины
Очень много бутиков, как и водится на таких улицах
И как обычно - распродажи и скидки. Цены практически везде указаны в фунтах, но берут и евро. Стоимость товара не такая уж низкая, несмотря на то, что это зона беспошлинной торговли. Так говорят в Сети, мы не проверяли, поскольку не шопоголики и приехали не за этим. Может быть она низкая по сравнению с Англией, но не с Испанией, откуда приезжают большинство туристов.
А это уже аптека
Есть на улице и несколько исторических (хотя и не шибко) зданий.
Здание казарм Гибралтарского гарнизона - сейчас это бесплатный музей.
Резиденция губернатора или Конвент. У входа неподвижно стоит часовой, но не с старинном, а в современном облачении, как у нас раньше возле Мавзолея.
Подводя итог, можно сказать, что Главная (туристическая) улица похожа на большинство подобных улиц других городов - пешеходная, красивая, с множеством магазинов и ресторанов высокого класса. Кроме нескольких вышеописаных бутафорских предметов, ничего такого "британского" я не обнаружил.
С другой стороны, а что я собственно хотел ? И не напоминаю ли я иностранного туриста из известного анекдота, который приехав в Москву за русской экзотикой был разочарован, не увидев на улицах медведей и жителей в лаптях и зипунах.
В конце пути выходим на Казематную площадь и там автобус везет нас обратно к границе. И тут нам устроили "аттракцион".
При подъезде к взлетной полосе аэропорта, шоссе перекрыли шлагбаумом, пред которым собралась куча машин и пешеходов - ждали взлета (посадки) самолета.
Пассажиры автобуса приготовились фотографировать событие. Ждали долго, у всех затекли руки. Наконец свершилось, это был взлет. Не знаю как другие, но я промахнулся, удалось зацепить только хвост (слева, оранжевый).
Наконец шлагбаум открылся пешеходы, велосипедисты и автобусы пошли/поехали по освободившейся взлетной полосе к пропускному пункту.
Без задержек прошли погранконтроль, и вот мы уже у автовокзала испанского города La Linea. Садимся в автобус и едем "домой", в Малагу.
В заключении, должен сказать, что одного дня пребывания в Гибралтаре совершенно недостаточно. Там еще столько интересных мест: пещера St.Michael на Скале, мыс Europa Point откуда, как говорят, видна Африка. Да и просто побродить по старым улочкам, пройти к морю и порту. В сети говорят, что отимальный вариант - поселиться на пару-тройку дней в Ла Линеа (в Гибралтаре гостиницы дороги, Англия блин). Я правда не знаю как пограничники посмотрят на множественные переходы.
В конце, о названии откуда оно произошло? Вот одна из гипотез:
Связано оно со временами арабского завоевания пиренейского полуострова. Первым из арабов вторжение в вестготскую Испанию совершил полководец Тарик ибн Зияд. С небольшим отрядом из семи тысяч берберов он пересек пролив. Это положило начало арабскому владычеству в Испании.
В честь него была названа та самая скала, которая сегодня находится под властью Англии. Арабы назвали ее скалой Тарика - "Джабаль Тарик". Именно это словосочетание позднее превратилось в Гибралтар. https://dzen.ru/a/YTsxfc1m-V4xobKl
Ну. и если уж упомянули об арабах, то меня всегда удивляло изображение в спектаклях "веницианского мавра Отелло" в виде чернокожего африканца. Как известно, маврами называли арабов. Они конечно, смуглые, но относятся к белой расе и совсем не похожи на негров. Мавры, а не негры завоевали Испанию и создали архитектурный "мавританский" стиль.
Погода в Гибралтаре по месяцам
Ниже представлена среднемесячная дневная температура по данным многолетних метеонаблюдений.
Январь 14.1°C
Февраль 13.8°C
Март 15.6°C
Апрель 17.8°C
Май 21.0°C
Июнь 24.9°C
Июль 27.9°C
Август 28.4°C
Сентябрь 25.3°C
Октябрь 22.3°C
Ноябрь 17.3°C
Декабрь 15.4°C
Меньше всего осадков в Гибралтаре выпадает в июле, больше всего осадков наблюдается в ноябре.