Лермонтовская площадь расположена на стрелке Новой Басманной и Каланчёвской улиц. Вообще-то это улица-фантом, вроде бы она есть, а вроде бы и нет. Площадью обычно называют некоторое открытое пространство, а не просто кусок улицы.
А история этого фантома такова: когда-то существовала довольно обширная площадь «Красные ворота». В 1941 году ее переименовали в Лермонтовскую площадь, в память М.Ю. Лермонтова, который родился в доме № 1 по Каланчёвской улице, снесённом в конце 1940-х гг.
В 90-х годах, прошлого века началась известная компания по возвращению московским улицам исторических названий и Лермонтовскую площадь обратно переименовали в площадь Красные ворота. Но, не обижать же великого поэта, тем более что успели поставить ему здесь памятник. Вот и отделили от Садового кольца кусок и назвали «Лермонтовская площадь».
Идея установки памятника Лермонтову появилась у московской интеллигенции еще в 1880-х годах. Однако, при самодержавии, памятники ставили, в основном царским особам (исключение - Пушкин, Гоголь, Скобелев), так что идея таки осталась идеей.
В 1941 году Совет Народных Комиссаров вынес постановление о сооружении памятника М. Ю. Лермонтову на его родине — в Москве. Однако помешала война.
И лишь в 1965-м году на площади, носящей имя Лермонтова, состоялось торжественное открытие памятника. Причем, не просто памятника, а целой архитектурной композиции. Вообще-то композиция установлена не на площади, а на примыкающем к ней маленьком скверике, который иногда называют Лермонтовским, хотя я не уверен, что это официальное название.
В композицию памятника Лермонтову включена решетка, заполненная рельефами, с образами самых романтических произведений Лермонтова — «Мцыри», «Парус», «Демон».
Мцыри
Демон
На Лермонтовском сквере, на противоположной от памятника стороне, стоит еще одна скульптура, хотя и не столь знаменитая (на мой взгляд незаслужено). Эта скульптура «Сезонник» И.Д. Шадра, установленная в 1929 г.
Мальчишкой меня возили, в расположенную поблизости железнодорожную поликлинику и я думал что это изваяние какого-то древнегреческого мыслителя, вероятно Аристотеля (единственного, кого я знал). Когда увидел название - поразило сочетание рабочего человека и мудреца.
Мне кажется, что этой скульптуре не место на задворках захудалого скверика, а именно таким выглядит эта его часть, по соседству с общественным туалетом. Конечно, он не должен "возвышаться" на какой-нибудь площади. Ему место именно в сквере, но не таком заброшенном.