Фигерас – небольшой каталонский городок на северо-востоке Испании, расположенный почти у самой границы с Францией, по европейски чистенький и аккуратный. И затеряться бы ему среди сотен таких же европейских городков, с одной-двумя историческими достопримечательностями, куда забредают отдельные досужие туристы, если бы в 1904 г. не родился в нем "великий и ужасный" художник - сюрреалист Сальвадор Дали. Великий гений и безумец подарил родному Фигерасу самое большое сокровище — «Театр-музей», который ежедневно посещает огромное количество туристов. В настоящее время, этот музей считается вторым по посещаемости в Испании после мадридского Прадо.
Побывав в этом знаменитом доме-музее, вы совершите незабываемое путешествие в рай (или ад) сюрреализма. Музей производит неизгладимое впечатление на всех, даже на тех кто далек от сюрреализма, да и от живописи вообще.
Здание музея было построено на месте бывшего муниципального театра, где Сальвадор Дали, еще мальчишкой 14-ти лет, впервые показал выставку своих работ. Здание находилось в полуразрушенном состоянии после пожара, происшедшего в конце гражданской войны.
Над крышей музея парит прозрачный стеклянный купол, спроектированный архитектором Пинеро. И конечно, по всему периметру изгороди - любимые художником яйца (птичьи).
Около музея лестница и на ней темная скульптура, называется «Ньютон», посвящена ньютоновской теории тяготения. Если я правильно понял - фигура с дыркой в животе, это сам великий физик, а шарик внутрт дырки - знаменитое яблоко.
Интересно, как бы Дали изобразил эйнштейновскую теорию тяготения.
Сразу за "ньютоном", видна другая скульптура, но уже белого цвета. Это памятник художнику Жан-Луи Эрнсту Мейсонье (1815 — 1891) работы скульптора Антонина Мерсье. Дали восхищался этим художником и внес сюда свою лепту, водрузив памятник на сооружение из автомобильных покрышек. Кажется, эти покрышки, самый любимый, кроме яиц и "текущих часов" предмет в его творчестве. В свое время Дали даже создал логотип шинной фирмы «Пирелли». У подножия памятника расположился какой-то бард с гитарой, играет и поет для себя.
На месте бывшего театрального партера — сквер, где размещена скульптурная группа, в основании которой находится инсталляция «Дождливое такси» — экспонат, созданный Дали ко Всемирной выставке сюрреализма в Париже 1938 года.
По легенде: шел однажды Дали по городу. Было холодно и дождливо. А мимо в теплых сухих такси проезжали довольные и конечно богатые люди. Дали смотрел и завидовал. Так завидовал, что решил отомстить. Но не в смысле - поднять революцию, а в смысле создать художественное произведение. Что и сделал. Разместил на автомобиле, который такси, мифологическую царицу Эсфирь - символ мести. Прочитал в сети,что это работа не Дали, а подарок австрийского скульптора Эрнста Фукса.
Сзади машины - столб из покрышек, на котором лодка, а из нее "льется" синий дождь. Под дождем страдающая фигура, возможно - это сам автор.
Дали считал эту инсталляцию величайшим сюрреалистическим памятником в мире.
Во дворе музея стоит большая многоплановая скульптурная группа. Это памятник каталонскому философу Франсеску Пужольсу, другу семейства Дали. А где тут собственно философ? Конечно, ожидать от сюрреалиста портретного сходства не приходится. Но там присутствуют несколько голов, выполненных вполне в реалистическом духе. Может, художник сделал исключение для друга? Так где же он?
Полез в интернет, посмотреть портрет Пужольса. К сожалению, рунету данный философ неизвестен. При запросе все время вылетает памятник. А там мнения расходятся. Было даже кощунственное - голова философа, это яйцо венчающее скульптуру, вместе с рукой изображающаят позу роденовского Мыслителя. Так что, для меня, вопрос остался открытым.
Но вот на одном из сайтов прочел: "Композиция монумента отличается неординарностью, как и все творения Дали.Она представляет собой фигуру, растущую из корневища старого оливкового дерева, сидящую в позе «Мыслителя» Родена, одетую в римскую белую тогу. Голова ее ничто иное, как золотое яйцо. На теле изваяния можно увидеть мраморный бюст римского патриция с бронзовой головой Пужольса".
Т.е. это темная голова рядом с белой головой. А кто-ж тогда сидит "в позе мыслителя"? Получается, что Яйцо. Ох, уж эти сюрреалисты!
Телевизионный обелиск Вольфа Фостеля. Я было подумал, что на столбе балконы, а это оказалось телевизоры.
Подарок от художника Рафаэля Дурана — «Картонная голова великана» с кукольными головками вместо зрачков и вмонтированным в лоб телевизором, внизу любимое Дали яйцо.
Еще один "кунштюк" музея: на месте бывшей театральной сцены, висит картина «Обнаженная Гала, смотрящая на море». Однако, если смотреть на картину с большого расстояния, то изображение на ней превращается в портрет американского президента Авраама Линкольна.
К сожалению, фотоснимок не передает полностью эффект превращения, а в натуре - действительно впечатляет.
Дворец ветра
На втором этаже музея расположен зал «Дворец ветра» по названию панно на потолке. В 1919 году здесь проходила первая персональная выставка Дали. "Изящные" ступни принадлежат Дали и Гала.
В последней фразе виден некий сарказм. А что вы хотите? Ведь вы пришли к сюрреалисту. Нужны изящные, без кавычек, ступни идите к другим. Например, Бугро - там такие ступни и все прочее - закачаешся.
Как уже упоминалось, в музее представлены не только работы Дали, но и произведения других авторов из его коллекции.
Копия скульптуры Микельанжело - Моисей.
А вот вам пожалуйста, изящные ступни.
Еще один уголок реализма.
Этот натюрморт приобретен Дали в Париже и подвергнут "реновации" в его собственном сюрреалистическом стиле. Художник сделал из этого натюрморта аллегорию в знак своей признательности другу семьи, каталонскому философу Франсеску Пужольсу.
На столе написана фраза Пужольса: "Если уж падает, так падает", которая дала столь странное имя картине. Фразу эту я не заметил, но другие вставки видны отчетливо и прежде всего знаменитые "текучие" часы.
Гала в двух экземплярах в спальне.
Может быть это тоже она.
В спальне висит гобелен со знаменитой картины «Постоянство памяти». Сама картина находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
Угол спальни, вверху часть картины «Постоянство памяти»
Здесь они вместе. Дали рисует Гала - отражение в зеркале.
Еврейская тема
Как ни странно, но в творчестве Сальвадора Дали длительное время, почти тридцать лет присутствовала еврейская, точнее израильская тема. Это тем более странно для человека, по своему происхождению никак не связанному ни с еврейством, ни с иудаизмом.
Результат этого периода, необычно долгого для часто меняющего свои пристрастия художника — довольно большое количество «еврейских» работ. Причем в этих работах совершенно отсутствуют привычные для его творчества гипертрофированные искажения реальных образов. Они выполнены в импрессионистской манере и пронизаны чувством искреннего сопереживания народу, который после тысячелетнего изгнания, страданий и унижений, наконецвернулся на свою историческую Родину.
Наиболее известным образцом творчества Дали этого периода является серия из 25 литографий «Алия», созданная в 1968 году. В музее представлен ряд работ из этой серии.
Серию из 25 литографий, названную «Алия» (1968), открывает рисунок юноши с откинутой курчавой головой, торс которого обвит знаменем Израиля с голубой звездой Давида.
«Ора, хора: свет и радость». Израильский национальный танец вокруг меноры, официального символа Израиля
На берегах свободы: корабль «The Eliahu Golomb» привозит еврейский иммигрантов в Палестину.
«Битва за Иерусалимские холмы» (во время войны за независимость 1948 г.)
Дали завещал похоронить себя так, чтобы по его могиле могли ходить люди. Он похоронен под полом этой комнаты. Надпись на надгробной плите - «Сальвадор Дали и Думенек. Маркиз де Дали де Пуболь. 1904-1989».
Стоимость посещения музея Сальвадора Дали 14 евро для взрослого (2019). Но, лучше смотреть стоимость и время работы на официальном сайте музея - salvador-dali.org